Атажжоный кулинар (ataggonyi) wrote,
Атажжоный кулинар
ataggonyi

Categories:

Лукуллов пир. Таким ли он был?

Все мы со школьной скамьи, «изучивши» - слово специально взято в кавычки, потому как не соответствует истине – историю Древних веков, привыкли считать времена Римской империи временами изобилия, обжорства, разврата и прочих излишеств. На языке сразу же возникают Лукулловы пиры


Роберто Бомпиани 1875 г.  Римский пир


Застолья императора Авла Вителлия

Розы Гелиогабалла  Лоуренс-Альма-Тадем 1888 год

который по свидетельству современников умудрился за полгода своего правления проесть и пропить 900 миллионов сестерциев (для сравнения – шикарное поместье стоило тогда 2-3 миллиона, т.е. император практически «пропил» целую провинцию). Кое-кто вспомнит, что именно к этому времени относится трактат Апиция  «De arte coquinaria seu de obsoniis et condimentis» («Об искусстве кулинарии, пищи и приправ») – практически первая известная нам книга по кулинарии. Вообщем  Римские или Лукулловы пиры – просто имя нарицательное.

Однако на днях, перечитывая Письма Плиния Младшего…  Ну да, я иногда читаю Плиния, и Плутарха читаю, и Светония. По-моему это чтиво лучше, чем МУРАками читать (хорошего автора «мурой» не назовут). Я в свое время, когда мои сверстники только готовились сменить красный галстук на комсомольский значок и зубрили «кодекс строителя коммунизма», вместо мути пропагандистской, читал мемуары Гая Саллюстия Криспа (а он, между прочим, был не кем-то там, а личным секретарем Юлия Цезаря)…

Так вот перечитывая, натолкнулся я у Плиния Младшего на некоторые записи имеющие отношения к кулинарии вообще и к пирам в частности:

Плиний Септицию Клару привет.

Послушай! Обещаешь быть к обеду, и не приходишь! в суд - уплати до асса расходы - и не малые! приготовлены были: по кочанчику салата, по три улитки, по два яйца, пшеничная каша с медовым напитком и снегом (посчитаешь и его в первую очередь, потому что он растаял на блюде), маслины, свекла, горлянка и тысяча других не менее изысканных блюд. Ты услышал бы или сцену из комедии, или чтение, или игру на лире, а пожалуй и все это - вот какой у меня размах! а ты предпочел есть у кого-то устриц, свинину, морского ежа и смотреть на гадитанок.

Будешь наказан, как - не скажу! Но поступил ты жестоко, лишив удовольствия - себя ли, не знаю, а меня конечно; впрочем и себя. Как бы мы позабавились, посмеялись, позанимались!  Пообедаешь роскошнее у многих, нигде веселее, спокойнее, непринужденнее. В общем проверь, и если потом ты не предпочтешь отказывать другим, отказывай всегда мне. Будь здоров.

А нормальное, дружеское отношение, да? Не смог прийти друг на пьянку, так в суд на него – за понесенный моральный и материальный ущерб! Плиний между прочим был очень авторитетным адвокатом, дела не ниже «комиссии Сената» рассматривал. Такому пальцы в рот не клади – он руку оттяпает только повод дай (шутка – Плиний был человеком великодушным, прославленным благотворительностью и даже вольноотпущенникам покупал очень приличные поместья. Участвовал в их судьбе и после того как дал им свободу).

Плиний Авиту привет.

Долго доискиваться, да и не стоит, как случилось, что я, человек совсем не близкий, оказался на одном обеде, хозяин которого, по его собственному мнению, обладал вкусом и хозяйственным толком, а по-моему, был скуп и в то же время расточителен.  Ему и немногим гостям в изобилии подавались прекрасные кушания; остальным плохие и в малом количестве. Вино в маленьких бутылочках он разлил по трем сортам: одно было для него и для нас, другое для друзей попроще (друзья у него расположены по ступенькам), третье для отпущенников, его и моих; ты не мог выбирать и не смел отказываться.  Мой сосед по ложу заметил это и спросил, одобряю ли я такой обычай. Я ответил отрицательно. "Какого же ты придерживаешься?" - "У меня всем подается одно и то же; я приглашаю людей, чтобы их угостить, а не позорить, и во всем уравниваю тех, кого уравняло мое приглашение". - "Даже отпущенников?" - "Даже! Они для меня сейчас гости, а не отпущенники".- "Дорого же обходится тебе обед" - "Вовсе нет".- "Как это может быть?" - "Потому, конечно, что мои отпущенники пьют не то вино, какое я, а я пью то, какое они". Клянусь Геркулесом! Поделиться со многими тем, чем пользуешься сам, не обременительно, если не предаваться чревоугодию. А вот его надо подавить, надо привести как бы в норму, и если тебе жалко денег, то лучше тебе сберечь их, ограничивая себя, а не оскорбляя других.

 К чему все это? Чтобы тебе, юноше с прекрасными задатками, роскошь обеденного стола у некоторых не прикинулась бережливостью. Мне, любящему тебя, следует всякий раз, наткнувшись на что-нибудь подобное, пользоваться таким примером и на нем показывать, чего должно тебе избегать. Помни же: неизменно отвергай этот необычный союз роскошества и скряжничества: и то и другое гадко само по себе, а в соединении еще гаже. Будь здоров.

Прим: Авит был воспитанником Плиния Младшего. юноша который готовился поступить на государственную службу и которого он наставлял в делах гражданских и государственных. Поэтому слово ""люблю" не имеет здесь сексуального подтекста.

Из писем Плиния Младшего. http://krotov.info/acts/02/01/pliniy.html

Чтож по одному письму судить сложно. Может быть это один какой то выродок-римлянин так пировал, единичный случай так сказать, остальные соответствовали нашим представлениям: Изучаем вопрос далее, читаем описание пира у Марциана:

Если зовешь на обед не рабом уже - так было прежде, -
Что же обед не один нам подается с тобой?
Устриц себе ты берешь, что в Лукринских  водах упитались,
Я же улитку сосу, рот обрезая себе.
Гриб благородный ты ешь, для себя я свинух получаю;
Ты занялся камбалой, будет с меня и леща.
Горлица желтая даст для тебя свою жирную гузку,
Мне же сороку дают, - в клетке она умерла.
Что ж мне обедать с тобой, без тебя коль обедаю, Понтик?
К счастью, подачек уж нет! - Будем же кушать одно.
Можешь ты, гость - то право твое - у меня оставаться,
Если на голой земле ты в состоянье лежать,
Иль для себя привезешь всю нужную утварь с собой:
Ведь отказалась служить утварь моя уж давно.
Сломано ложе, на нем тюфяка нет, даже пустого,
А перетяжки лежат сгнившие, порван ремень.
Пусть, однако, для нас, для обоих, пристанище будет:
Место сам я купил, ты ж обстановку купи.

Марциал Эпиграмма III, 60  http://lib.ru/POEEAST/MARCIAL/marzial1_1.txt

Хотя, впрочем, что нам Марциан? Марциан, как известно из истории, был бедным провинциальным приживалой у богатых римских родственников, может, поэтому и отношение к нему было такое?

Нужно посмотреть у современников прославленных. Возможно, их лучше угощали? Вот Ювенал – человек небедный, прославленный не только литературными дарованиями, но и занимавший крупные должности – был военным трибуном на службе и даже Верховным жрецом провинции Лацио (современная Тоскана), крупный чиновник можно сказать, а что он пишет:

Каждый богатый дворец горделивыми полон рабами.

Вот и другой: с ворчаньем каким протянул тебе хлеба,

Еле его разломив! То кусочки муки затвердевшей

С плесенью, зубы об них обломаешь, - а вряд ли откусишь,

А белоснежный, из мягкой муки испеченный, хранится

Весь для хозяина. Помни, однако, имей уваженье

К хлебному шкапу и руку сдержи, не вздумай быть дерзким!

Есть ведь кому заставить тебя положить и обратно.

"Слушай, нахальный ты гость! Наедайся из прежних корзинок!

Знать бы по цвету пора, что за хлеб для тебя предназначен".

Значит, так вот для чего мне случалось, покинув супругу,

Бегать так часто к холму Эсквилина по горке холодной,

А в это время шумел весенний Юпитер жестоким

Градом, от страшного ливня насквозь промокала рубашка!

Глянь, что за краб растянулся по блюду широкою грудью:

То господину несут. А какою обложен повсюду

Спаржею он и каким хвостом собеседников дразнит,

Шествуя важно в руках слуги высокого роста!

Ну, а тебе с половинкой яйца ничтожного рака

Ставят на крохотном блюде обед похоронный. И сам он

Маслом рыбу польет венафранским, тебе же, бедняга,

Вялой капусты дадут с душком фонарного масла.

 

Ювенал Сатира 5  http://lib.ru/POEEAST/UVENAL/uvenal1_1.txt

 

Ничего себе отношение да? Крупной фигуре и такое угощение! Не один Плиний такое Римское безобразие приметил.
Я так думаю, мы все-таки многое не знаем о нравах и обычаях тех времен.



Tags: История кулинарии
Subscribe

promo ataggonyi january 10, 2013 13:24 28
Buy for 20 tokens
Промоблок свободен. Разместить за 20 ЖЖетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments